Печать

Эгоизм и альтруизм

Свойство альтруизма кажется нам чем-то непонятным и совершенно бесполезным. Эгоизм - что-то до боли знакомое, особенно мешающее нам в наших близких и обидное, при уличении нас в проявлении этого качества.. С другой стороны, если мы вглядимся пристальнее в законы природы, мы обнаружим, что вся природа функционирует по законам альтруизма. Самые очевидные примеры: все клетки в нашем теле функционируют лишь на благо всего организма, вся неживая, растительная и животная природа функционируют ради поддержания баланса общей природной системы.

Если же мы еще пристальнее вглядимся в причины всех наших человеческих проблем и страданий и не побоимся посмотреть правде в глаза, то мы увидим, что причина их находится внутри нас самих. И причина эта - свойство человеческого эгоизма, проявляющееся в самых различных видах и самым безобразным образом отравляющее нашу жизнь.

Возможно, что именно в изучении этих двух противоположных феноменов: эгоизма и альтруизма, откроются новые возможности в поиске новых путей помощи человеку.

Проживая свою жизнь, проходя через серию событий своей жизни, человек выносит определенный итог о том, кто он и почему все это с ним происходит? И как знать, может быть, переход из одного свойства в другое: от эгоизма к альтруизму - это как раз то, чему должен научиться каждый человек.

Практически все фундаментальные психологические теории оперируют этими феноменами: "эгоизм" и "альтруизм", называя их по-своему, и изучая их под тем или иным углом.

В подборке статей на эту тему Вы сможете познакомиться с обзором основных психологических теорий личности с точки зрения их взглядов на эти два феномена. Так же мы постарались подобрать труды специалистов и психологов, изучавших эти свойства человеческой природы.

Карл Юнг, основоположник Аналитической теории говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: "в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание - это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром. Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия" (К.Г. Юнг, 1928).