Печать

Дои Такэо

Дои - автор теории 'амаэ' - психологической ориентации на зависимость, на снисходительность отношения к человеку.. Дои Такэо (р. 1920) - японский психиатр, один из виднейших представителей психоаналитического направления в японской культурологии. Выпускник Токийского ун-та, ученик основателя японской психоаналитической школы Хэйсаку Косава (1897-1968). Психиатрию и психоанализ изучал также в США. Профессор Токийского университета. Дои принадлежит одна из наиболее известных и популярных в японоведении культурологии, концепций - теория 'амаэ'. 'Амаэ' - психологическая ориентация на зависимость, на снисходительность, отношение к человеку, на вседозволенность в его поведении в надежде на то, что все слабости и просчеты будут прощены другим человеком - объектом 'амаэ'. Поведение человека из мира 'амаэ' подобно поведению ребенка, ищущего постоянной поддержки у своих родителей, в первую очередь у матери, и в то же время полагающегося на их снисходительность и благожелательность. 'Амаэ' в общем соответствует понятиям 'первичной любви' или 'пассивной любви к объекту', введенных британским психоаналитиком М. Балинтом. Однако в западных культурах не оформлено отчетливо осознание различий активной и пассивной форм любви, в частности, оно не нашло своего отражения и в языках этих культур. Хотя явления, аналогичные 'амаэ', можно обнаружить в психологии и поведении западного человека, их присутствие не столь очевидно, как у японцев. В отличие от западного человека, ориентированного на независимость, японец стремится к зависимости ('амаэ'), жаждет и ищет ее. По мнению Дои, 'амаэ' - ключевое понятие не только для характеристики японского менталитета, но и структуры японского общества в целом. Это общество с его вертикальной иерархической структурой отношений (концепция 'татэ сякай', предложенная японским социоантропологом Т. Наканэ) требует 'амаэ'. Психологический прототип 'амаэ' - отношения матери и ребенка, начавшего осознавать отдельное существование от нее. 'Амаэ' можно считать психологической попыткой преодоления этого отделения и его сублимации за счет стремления к ассимиляции и идентификации с другими. Эта психология пронизывает всю жизнь японца, попытки ее разрушения вызывают стрессы и неврозы. В японском языке, в отличие от других, много слов и выражений, отражающих феномен 'амаэ'. Его проявления закреплены и в особенностях японских социальных отношений с доминированием в них чувства долга ('гири'), стыда ('ханзи') и вины ('цуми'), в замкнутом иерархическом характере японского группизма, в художественной культуре, в идеологии. Успех теории 'амаэ', имевшей широкий резонанс и в Японии, и на Западе, способствовал росту интереса к психоаналитическим интерпретациям японской культуры, сформировавшим в настоящее время целое направление в японской культурологии, виднейшими представителями которого, наряду с Дои, являются X. Каваи, К. Оконоги.