Печать

Райх Вильгельм

Австрийский психолог и психиатр. Разработал собственную психологическую систему - теорию оргазма.. Райх Вильгельм (1897-1957) - австрийский психолог и психиатр. Разработал собственную психологическую систему: теорию оргазма, ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям - от теории сексуальной революции до теории космической энергии. В этот период была написана его основополагающая работа 'Функция оргазма' (1927). Получил широкую известность благодаря разработке на основе своих психоаналитических представлений лево-радикальной социальной теории, претендующей на новое объяснение классовой борьбы и пролетарской революции. Принадлежал ко второму поколению критиков Фрейда в области психоанализа, выступившим вслед за Юнгом и Адлером, причем для Райха характерен отказ от 'консервативности' классического фрейдизма. Был близок к Фрейду, Фромму и Хорни, занимая как бы промежуточное положение между фрейдизмом и неофрейдизмом. Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексуальности: отказался от его психологического подхода в пользу соматическо-натуралистического и тем самым возвратился к воззрениям предшествующего биологизаторского направления в сексологии. На основе ранних работ Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, т.н. 'генитальную теорию невроза', согласно которой непосредственная причина невроза заключается в невозможности разрядить сексуальную энергию. В этот же венский период была создана его теория личности и были предложены 'более активные и эффективные методы терапии'. Изучение социальных причин неврозов побудило Райха заинтересоваться марксизмом. Он переезжает в Берлин, вступает в германскую коммунистическую партию. В 1930-33 Райх обращается к анализу немецкого фашизма и создает свои гл. произведения социально-политической направленности: 'Анализ характера' (1933), 'Социальная психология фашизма' (1933) и ряд работ, объединенных впоследствии под общим названием 'Сексуальная революция' (1945). В них Райх утверждал, что 'невротический характер' -личность, формирующаяся в условиях подавления сексуальности, склонна к слепому подчинению, неспособна к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. В фашизме Райх усматривал 'диагноз коллективного невроза' (причем не только в нацистской Германии, но и в большевистской России). Для устранения общества 'невротических характеров' необходимо 'раскрепощение' сексуальности. Ему Райх отводил центр, место в своих футурологических проектах. В этот период Райх выступил как один из первых и наиболее влиятельных представителей леворадикального фрейдизма (т.н. 'фрейдо-марксизма'), развернул психоаналитическую аргументацию в защиту анархо-гедонистической морали, доказывал необходимость сексуальной революции. Ее он противопоставил установкам основанной М. Хиршфельдом Всемирной лиги половой реформы, чья буржуазно-реформистская программа не предусматривала изменение классово-экономических основ капиталистического строя. Со своей стороны Райх выдвинул леворадикальную программу 'революционного действия', которая десятилетия спустя свелась в молодежной контркультуре к организации неоанархистских коммун и экспериментам с антиавторитарным воспитанием детей. Согласно теории сексуальной революции Райха, в основе классовой борьбы лежит стремление освободить половое влечение от социального подавления, и поэтому устранение 'репрессивной сексуальности' является предпосылкой пролетарской революции. Решающее значение придается радикальному изменению традиционной половой морали и полового воспитания (прежде всего в детском возрасте), а главное - отказу от 'буржуазной семьи - самой важной идеологичекой фабрики капитала'. Эти положения отразили не столько необходимость раскрепощения личности от уз патриархального быта и доминирования интересов собственности в брачно-семейных отношениях, сколько деструктивные явления кризисной обществ, ситуации: катастрофическое ослабление уз брака и института семьи, пропаганду культа секса, распространение проституции и порнографии. Полагая, что социально-политическую борьбу за переустройство 'репрессивного' общества следует превратить в сексуальную революцию, Райх разработал доктрину 'сексуальной политики' и попытался реализовать ее на практике. Первоначально он создал в Германии широкое 'сексуально-политическое' движение молодежи, в которое вошли и молодые нацисты, и рабочие левой ориентации и студенты. Затем при компартии под руководством Райха был создан Германский государственный союз пролетарской сексуальной политики. В следующий период Райх отходит от политической деятельности. Он переезжает в Норвегию, и в Осло основывает новую школу психосоматической терапии. В 1934-37 на основе своих сексологических представлений проводит эксперимент, исследующий биоэлектрический потенциал половых органов. Полученные результаты Райх истолковывает как открытие им (в 1939) оргона - уникального вида энергии, свойственной не только сексуальности, но всем проявлениям жизни. Однако он не нашел понимания со стороны норвежских ученых и из-за гонений в прессе был вынужден покинуть страну. В 1939 он получил приглашение от Американской психосоматического медицинского движения и при поддержке Малиновского переехал в США вместе со своей лабораторией оргонной энергии. В Нью-Йорке до 1941 он - профессор медицинской психологии в Новой школе социальных исследований. В этот период он осмысливает понятие сексуальной энергии уже натурфилософски, как космическую 'оргонную' энергию. В ряде работ - 'Эфир, Бог и дьявол' (1949) и др. им была изложена натурфилосская концепция оргона, согласно которой эта универсальная, всепроникающая энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. В 1940 Райх сконструировал аккумулятор витальной энергии космоса - оргона, обсуждал вызванные им эффекты с Эйнштейном и утверждал, что этот прибор пригоден для лечения различных телесных и психических заболеваний, от истерии до рака. Райх умер в тюрьме Пенсильвании, проведя в заключении 8 месяцев из назначенного ему двухлетнего срока за игнорирование судебного запрета на использование аккумулятора энергии оргона.