Печать

Гоффман Эрвинг

Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми.. Гоффман Эрвинг (1922-1982) - американский ученый. Родился в Канаде, в 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации 'Коммуникативное поведение в островном сообществе' (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д. В 1954-57 сотрудничал в Национальном Институте психического здоровья; в 1955-56 исследовал в госпитале св. Елизаветы в Вашингтоне социальную организацию закрытого психиатрия, учреждения, общие особенности тотальных организаций и механизмы влияния организации на человеческую личность. По материалам исследования была написана книга 'Приюты' (1961). В 1958-68 работал на ф-те социологии Калифорнийского университета в Беркли. В эти годы он издал ряд работ, посвященных анализу взаимодействия лицом-к-лицу и публичного порядка: 'Представление себя в повседневной жизни' (1959), 'Столкновения' (1961), 'Поведение в общественных, местах' (1963), 'Стигма' (1968). В 1968-82 - проф. социологии и социальной антропологии Пенсильванского университет. В 70-е гг. написал работы о ритуальных аспектах повседневного взаимодействия 'Ритуал взаимодействия' (1972) и 'Отношения на публике' (1971), а также методологический труд 'Рамочный анализ' (1974). В 1981 избран президентом Американской социологической ассоциации. Основной темой исследований Гоффман было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга. Одной из важнейших его заслуг было то, что он показал фундаментальную упорядоченность привычных и незаметных форм повседневного человеческого поведения (передвижения людей по улицам, разговорных взаимодействий, приветствий и прощаний, проявления вежливости и тактичности, разрешения маленьких споров и неурядиц и т.п.). Он считал, что публичный порядок, поддерживаемый в таких простейших формах человеческого поведения и взаимодействия, является базисным уровнем поддержания социального порядка и социальной солидарности и необходимым условием для всех более высоких уровней социального порядка (политического, экономического и т.д.). Гоффман рассмотрел различные механизмы поддержания публичного порядка: ритуал, игру, драму и т.д. Например, в работе 'Представление себя в повседневной жизни' Гоффман развил 'театр, метафору', рассмотрев действующих индивидов как актеров, играющих на сцене опр. роли в присутствии аудитории. Эта работа принесла ему славу основоположника концепции 'социальной драматургии'. Продолжая традиции исследования ритуала (Дюркгейм и Радклифф-Браун), Гоффман подверг исследованию небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.п. Разделив межличностные ритуалы на позитивные ('поддерживающие') и негативные ('исправительные'), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий ('поддержание лица', уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Используя оригинальные методологические модели, Гоффман продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по опр. правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается. В работе 'Приюты' Гоффман подробно проанализировал особенности социальной организации закрытых учреждений ('тотальных организаций'): тюрем, психиатрических больниц, лепрозориев, армейских частей, монастырей, приютов для детей и престарелых и т.п. Особым предметом интереса Гоффмана были механизмы трансформации человеческой личности под воздействием таких организаций; он считал эти механизмы универсальным компонентом участия индивида в социальной структуре общества. Работа 'Приюты' имела большой резонанс и наряду с другой работой 'Стигма', в которой была развита теория 'стигматизации', оказала содействие освобождению псевдобольных из психиатрических учреждений. Работы Гоффмана исключительно богаты по содержанию, отличаются междисциплинарным характером; они оказали серьезное влияние на антропологию, социологию, лингвистику, этологию, полит, науку, психологию, теорию коммуникаций, фольклористику и т.д.; пользовались огромной популярностью, выходили массовыми тиражами. В 80-е гг. началось серьезное теоретическое осмысление его наследия.